Каталог товаров Shell
img

Какие существуют типы антифризов и чем они между собой отличаются?

16.05.2025, 11:50:26

Антифриз – важный компонент системы охлаждения двигателя автомобиля, выполняющий сразу несколько ключевых функций. Во-первых, он предотвращает перегрев двигателя летом и его замерзание зимой. Во-вторых, антифриз обеспечивает защиту металлических компонентов системы охлаждения от коррозии, предотвращает образование накипи, кавитации, а также поддерживает эффективную работу водяного насоса. Учитывая, что система охлаждения современного двигателя — сложный комплекс из каналов, патрубков и насосов, изготовленных из различных материалов (алюминий, чугун, медь, латунь), качественная охлаждающая жидкость должна отвечать высоким требованиям. Какой антифриз лучше? Выбрать подходящий антифриз — задача ответственная, ведь неудачный выбор может привести к серьезным техническим проблемам и дорогостоящему ремонту.

Основная классификация антифризов

Виды антифриза определяются по технологии изготовления, а именно по типу антикоррозионных присадок. Наиболее распространены три типа: неорганические (IAT), органические (OAT) и гибридные (HOAT).

Неорганические антифризы (Inorganic Additive Technology или IAT) – это классические охлаждающие жидкости, появившиеся еще в 70-х годах. Их основу составляет этиленгликоль, к которому добавляются неорганические присадки – силикаты, фосфаты, бораты, нитриты. Такие антифризы обеспечивают мгновенную защиту поверхностей от коррозии, образуя на всех деталях тонкую защитную пленку. Однако эта пленка подвержена разрушению, а сами присадки имеют короткий срок службы, что требует регулярной замены антифриза каждые 2-3 года. Они хорошо подходят для более старых автомобилей, но для современных двигателей не рекомендуются из-за их несовместимости с алюминиевыми деталями.

Органические антифризы (Organic Acid Technology или OAT) – это современный тип охлаждающих жидкостей, в которых используются органические кислоты – карбоксилаты. Эти антифризы не покрывают все внутренние поверхности сразу, а активируются только в местах, где возникает коррозия. Такой подход позволяет снизить нагрузку на пакет присадок, чтобы избежать отложений и продлить срок службы жидкости до 5, а иногда и 8 лет. Органические антифризы особенно хорошо работают в алюминиевых двигателях, где требуется высокая термостойкость и точечная защита. Однако их не рекомендуется смешивать с другими типами антифризов – это может привести к образованию осадка и снижению защитных свойств.

Гибридные антифризы (Hybrid Organic Acid Technology или HOAT) сочетают в себе преимущества вышеупомянутых технологий. Они включают как органические, так и неорганические ингибиторы, что позволяет обеспечить быструю начальную защиту и одновременно длительный срок службы. Гибридные антифризы активно применяются в автомобилях с высокими нагрузками на систему охлаждения, в частности, в мощных турбированных двигателях. Их универсальность, пониженное образование отложений и способность к длительной эксплуатации сделали их популярными среди ведущих автопроизводителей.

Различия антифризов

  • Цвет. Одной из наиболее распространенных ошибок является ориентация на цвет антифриза при его выборе. Несмотря на то, что цветовая маркировка часто ассоциируется с определенным типом — например, зеленый или синий G11 (IAT), красный или розовый G12 (OAT), а желтый или оранжевый с HOAT — это лишь условность. На самом деле цвет зависит от красителя, добавляемого производителем, и не является надежным показателем состава. Поэтому главным критерием выбора должна быть спецификация на этикетке – соответствие стандартам VW, ASTM, SAE и т.д.
  • Совместимость. Еще один критический аспект – совместимость антифризов. Смешивание продуктов разных типов может вызвать химическую реакцию между присадками, что проявится в виде образования осадка и шлама или даже закупоривания каналов системы охлаждения. Это часто приводит к локальному перегреву двигателя, потере эффективности охлаждения и повреждению водяного насоса. Если автовладелец не знает, какой тип антифриза использовался раньше, лучшее решение – полностью слить старую жидкость, промыть систему и заполнить новым рекомендуемым составом.

Как выбрать антифриз: советы автовладельцам

  • Прежде всего, ориентируйтесь на инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля. В техническом разделе четко указывается тип антифриза, отвечающий материалам двигателя, радиатора, патрубков и прокладок. Для новых автомобилей с алюминиевыми головками цилиндров оптимальным выбором являются органические или гибридные антифризы, поскольку они лучше выдерживают высокие температуры и не вызывают накопления осадка.
  • Не следует смешивать антифризы даже одного цвета, если они принадлежат к разным типам или изготовлены разными производителями. Если же возникла ситуация, когда необходимо долить жидкость, а нужного состава нет под рукой, временным решением может быть доливание дистиллированной воды. Однако после устранения протекания желательно произвести полную замену охлаждающей жидкости.
  • Кроме того, следует различать концентраты антифризов и готовые к использованию жидкости. Концентраты перед использованием следует обязательно разводить дистиллированной водой в пропорции, указанной производителем — обычно 1:1. Готовые же антифризы не нуждаются в смешивании и сразу заливаются в систему.

Антифриз — это гораздо больше, чем просто незамерзающая жидкость. Какой антифриз выбрать? Его выбор должен быть осознанным, ведь от него зависит надежность, долговечность и эффективность работы двигателя. Есть три основных типа антифризов: неорганические, органические и гибридные. Каждый из них имеет свои особенности, преимущества и предназначения. Цвет жидкости не является индикатором качества или состава, поэтому выбирать антифриз следует исключительно по техническим характеристикам, спецификациям производителя и рекомендациям автоконцерна. Смешивание разных типов – крайне нежелательное. Регулярная замена жидкости согласно регламенту, правильный выбор ее состава и соблюдение норм эксплуатации – это простые, но критически важные правила, которые помогут сохранить ваш автомобиль в исправном состоянии надолго.


Больше в Inside