Каталог товаров Shell
img

Чем отличаются тормозные жидкости разных типов и в чем преимущества дорогих жидкостей?

26.05.2025, 15:16:10

Тормозная жидкость – это настоящий «нерв» тормозной системы автомобиля, необходимый для эффективного и безопасного замедления или остановки авто. Она отвечает за передачу усилия от педали тормоза к суппортам, в которых тормозные колодки останавливают вращение колес. При этом она работает в условиях высокого давления и переменных температур, должна сохранять стабильные свойства в течение всего срока службы, не закипать, не замерзать, не вступать в реакцию с уплотнительными материалами и не разрушать внутренние элементы системы.

Современная тормозная система – это сложная сеть электронно-управляемых функций: ABS, ESP, EBD, Brake Assist и т.д. Все эти системы работают только благодаря мгновенной, точной передаче гидравлического давления через тормозную жидкость. Наименьшее нарушение ее физико-химических свойств может привести к сбоям или даже к полному отказу тормозов.

Классификация тормозных жидкостей по стандарту DOT

DOT 3

  • Основа: гликолевая
  • Сухая точка кипения: ~205°C
  • Влажная точка кипения: ~140°C
  • Достоинства: низкая цена, простота
  • Недостатки: быстро впитывает влагу, что снижает температуру кипения.

DOT 4

  • Основа: гликолевая с борными эфирами
  • Сухая точка кипения: ~230°C
  • Влажная точка кипения: ~155°C
  • Преимущества: более высокая термостойкость, меньше поглощает влагу
  • Недостатки: ограниченный срок службы, требует регулярной замены

Основные отличия между типами тормозной жидкости

  • Химический состав. DOT 3/4/5.1 – на основе гликолей, а DOT 5 – на силиконе. Гликолевые жидкости впитывают влагу, но имеют лучшую совместимость с современными системами безопасности.
  • Температура кипения. Чем она выше – тем меньше вероятность образования пара в системе при сильном торможении. Пар, в отличие от жидкости, сжимается, и как следствие – педаль проваливается, а тормоза отказывают.
  • Вязкость. Это ключевой параметр для современных электронно-управляемых тормозов. Вязкость влияет на скорость и точность передачи усилия. Жидкости с низкой вязкостью лучше работают при низких температурах.
  • Гигроскопичность. Влага в тормозной жидкости – враг. Она снижает температуру кипения и вызывает коррозию компонентов.
  • Совместимость. Гликолевые жидкости DOT 3, 4, 5.1 – совместимы. Силиконовая DOT 5 – отдельно. Смешивание несовместимых жидкостей приводит к потере тормозных свойств.

Преимущества дорогих тормозных жидкостей

Качественная, а значит, более дорогая тормозная жидкость – это не маркетинговый трюк, а ответ на строгие реалии эксплуатации:

1. Повышенная термостойкость

При частом торможении, перегреве или спуске с перевала температура в суппортах достигает 300–400°C. Только дорогие жидкости способны сохранить стабильность при такой нагрузке.

2. Антикоррозионные присадки

Дорогие жидкости содержат химические ингибиторы, которые нейтрализуют действие влаги и предотвращают ржавчину в цилиндрах, клапанах и трубках.

3. Стабильная вязкость

Даже при -40°C жидкость сохраняет текучесть, что позволяет ABS и ESP быстро реагировать на изменение ситуации. Дешевая жидкость загустевает и замедляет реакцию.

4. Низкий уровень аэрации

В качественных жидкостях снижено образование пузырьков воздуха, которые могут появляться при активном торможении и вызвать мягкость педали.

5. Более длительный срок службы

Стабильные химические формулы позволяют использовать такие жидкости 3-4 года без потери свойств, а не только 2, как в случае с более дешевыми аналогами.

Когда выбирать дорогостоящие тормозные жидкости?

Интенсивная эксплуатация

Дорогие тормозные жидкости целесообразно использовать в условиях повышенных нагрузок на тормозную систему. Это касается:

  • спортивного стиля вождения, где тормоза часто работают на грани возможностей;
  • поездок по горной местности, где длительное удержание тормозов влечет за собой сильный нагрев суппортов;
  • городского цикла с частыми остановками, когда жидкость постоянно подвергается кратковременному перегреву.

В таких ситуациях повышенная температура кипения и стабильная вязкость дорогостоящих жидкостей критически важны для предотвращения парового замка и потери тормозного усилия.

Автомобили с ABS, ESP и другими электронными системами

Современные транспортные средства оснащены многочисленными системами безопасности — антиблокировочной системой (ABS), электронной стабилизацией (ESP/ESC), системами контроля тяги (TCS) и т.д. Все эти системы работают на основе высокочастотной микродозировки давления в тормозном контуре. Для этого нужна тормозная жидкость с низкой и стабильной вязкостью, быстро реагирующая на импульсы электроники даже в мороз. Недостаточно качественная жидкость может привести к задержке реакции или неправильной работе электронных модулей, что снижает эффективность системы безопасности.

Повышенные требования к безопасности

В случаях, когда на кону стоит безопасность людей, следует выбирать только проверенные и дорогостоящие тормозные жидкости. Это актуально для:

  • новых автомобилей с высокими стандартами безопасности, где вся тормозная система рассчитана на работу с жидкостями класса DOT 4 или DOT 5.1;
  • транспортных средств, перевозящих пассажиров – такси, маршрутки, школьные автобусы, корпоративные автомобили;
  • автомобилей, перевозящих грузы, где тормозная нагрузка значительно выше, чем у легковых автомобилей;
  • автомобилистов, которые заботятся о безопасности семьи, ведь именно тормоза — последняя линия защиты в экстренной ситуации.

В таких случаях надежность, термостабильность и защита тормозной системы не просто желательны – они жизненно необходимы.

От чего зависит срок службы тормозной жидкости?

  • Влага из воздуха – главная угроза. Уже через 1–2 года содержание воды может превышать 3%, что снижает температуру кипения до критически опасного уровня.
  • Окисление присадок – под действием температуры и продуктов износа присадки теряют эффективность.
  • Микрочастицы износа — появляются из-за трения поршней в основном и рабочих цилиндрах.

Как часто менять тормозную жидкость?

Тормозную жидкость рекомендуется менять каждые 2 года для типов DOT 3 и DOT 4 или каждые 3–4 года в случае с DOT 5.1 или премиальными версиями DOT 4. Лучше всего ориентироваться не только на срок, но и регулярно проверять жидкость с помощью тестеров — они показывают точку кипения и уровень влаги. При этом не стоит полагаться на цвет жидкости: темная жидкость не всегда теряет свойства, а светлая – не обязательно свежая.

Тормозная жидкость – это не мелочь. Она является сердцем тормозной системы, и от ее свойств зависит не только остановка машины, но и ваша жизнь. Как выбрать тормозную жидкость? Выбор качественной жидкости – это не вопрос цены, а вопрос ответственности. Если вы не хотите рисковать отказом тормозов при спуске с горы, в пробке или при экстренном торможении – не экономьте. Выбирайте жидкости проверенных брендов с высокими стандартами качества.


Больше в Inside